Ярославичи
Первая усобица возникла через десятилетие после смерти Ярослава Мудрого.
Ростислав с двумя влиятельными боярами — Вышатой и Пореем — собрал большую дружину и захватил отдалённую от основной Руси (и притом богатую) Тмутаракань, прогнав оттуда своего двоюродного брата Глеба, сына Святослава Ярославича. Глеб ушёл в Чернигов и скоро вернулся — с отцом и войском. Ростислав оставил город без боя, причём в летописи подчёркивается, что не из страха, а из нежелания поднять оружие против своего дяди. И это правда. Ростислав отстаивал понимание старшинства в буквальном смысле: кому из князей больше лет — тот и выше. На таком основании Ростислав отнял Тмутаракань у Глеба — как у младшего; а когда пришёл сам Святослав, Ростислав уступил ему город — как старшему. Ростислав рассуждал так: если Святослав хочет сам княжить здесь, то пожалуйста — он мой дядя, его старшинство я признаю, ему уступлю — но не Глебу. И ведь не в Тмутаракани дело, по большому счёту, тут дальний прицел — на верховную власть. Выставляя Глеба из дальнего причерноморского города, Ростислав тем самым прозрачно намекал: когда возьмёт Бог всех сыновей Ярослава — тогда именно старший из его внуков вокняжится в Киеве, а старший — я.
На самом деле Святослав, естественно, не собирался тут на окраине княжить; он оставил в Тмутаракани Глеба и вернулся в Чернигов. Но вскоре Глебу пришлось последовать за отцом — Ростислав выгнал его повторно.
Летопись отзывается о Ростиславе благожелательно, а когда он умер, несколько князей назвали своих сыновей в его честь. Похоже, что логика, которой руководствовался мятежный князь, многим импонировала — как простая и человечная; а её очевидные демиургу внутренние противоречия доходили до людей тяжело и медленно.
Сложно сказать, как развивались бы события далее, но через два года Ростислава отравили греки, стремившиеся прибрать Тмутаракань к рукам. Сыновья его были ещё малолетними, так что многие сторонники Ростислава волей-неволей перешли на службу к Ярославичам, которые (насколько можно судить по дальнейшей карьере Порея и сыновей Вышаты) приняли их хорошо — лишний довод в пользу того, что они не особо и считались за мятежников; лествичный порядок отнюдь не настолько укрепился в умах людей, чтобы видеть закоренелого злодея во всяком выступившем против него.
Впрочем, самые непримиримые подались к Всеславу Полоцкому. Он тоже начал войну против Ярославичей, но потерпел поражение. Потом они пригласили его на переговоры, обещав безопасность и целовав на том крест, — но схватили и заточили в Киеве.
Это один из множества примеров того, насколько выше христианской клятвы князья ставили главный завет Бориса и Глеба. Крёстное целование попрали — это было отнюдь не в диковинку, хотя формально всячески порицалось, — однако жизнь пленному князю сохранили: ладно, пусть мы клятвопреступники — но не братоубийцы же.
Теперь не оставалось вообще ни одного князя, который мог возглавить оппозицию Ярославичам. Но это означало лишь то, что язва загоняется вглубь. Ведь недовольные-то никуда не делись, и ежели жизнь покатится такой колеёй, то они могут впасть даже в крайность, на которую по доброй воле ни за что не решатся, — вовсе отринуть род русских князей как безнадёжно оторвавшийся от страны, выдвинуть претендентом на власть какого-нибудь иноземного князя или кого-то из местных предводителей. А это обернётся полным хаосом: править Русью не может никто, кроме тех, кто с рождения к тому готовится.
Однако плен Всеслава продолжался немногим более года.
В 1068 году русское войско во главе с Ярославичами потерпело на реке Альте поражение от половцев. Святослав бежал в Чернигов, Изяслав и Всеволод — в Киеве.
Эта беда переполнила чашу терпения киян. Они решили прогнать Изяслава и возвести на стол Всеслава. Приближённые советовали Изяславу убить узника, пока не поздно, но киевский князь даже и в такой ситуации не захотел оказаться на одной доске со Святополком Окаянным. А раз так, остаётся лишь бежать — но куда?
— Поезжай за Днепр, к братьям, — внушает Навна. — А дальше обсудишь с киянами, что к чему, уступишь в том, в чём виноват (а ты во многом виноват); и кияне тогда непременно тоже уступят — ты же законный князь; и вернёшься в Киев.
Властимир возражает:
— Нельзя мириться на условиях мятежников — это дурной пример на будущее.
Однако ничего определённого не советует, поскольку оказался в ситуации, которой не мог предугадать, и теперь весь в сомнениях.
Зато хаосса гнёт своё без смущения:
— Разве пристало князю договариваться с подданными, в чём-то перед ними каяться?! Этих крамольников надо проучить так, чтобы впредь и не помышляли бунтовать! И братья тут тебе не помощники — они же договариваться с бунтовщиками будут, а не карать. Нужно иноземное войско — оно подавит мятеж со всей лютостью. Польский князь Болеслав — твой родственник, он поможет!
Изяслав в смятении глядит на Властимира — а тот не знает что сказать. Но что-то решать надо. В итоге Изяслав бежал в Польшу.
Хаосса косится на Навну издевательски:
— Ну, кто из нас сильнее?
— Мы сильнее, — ответствует хмурая Навна. — Последней посмеяться у тебя никогда не выйдет.