Фрейя

    Хуже всего почти всеобщая уверенность в несовместимости между княжеской властью и свободой, в необходимости безоговорочно выбирать между ними. Но Навна же знает, что всё не столь мрачно и прямолинейно, возможности более-менее совместить единовластие со свободой есть — только продумать надо.
    Тут очень важны примеры из жизни других народов — положительные и отрицательные. И лучше всего, чтобы в них обстановка не слишком отличалась от той, что складывается ныне на Руси.
    Хороший пример тут долго искать не надо. Рядом с Русью — по озеру Нево и Волхову — обосновались норманны, проникают они и в Низовскую землю. У норманнов есть конунги (те же князья) — и как правило нет тирании.

    А в метафизической выси над ними часто парит Фрейя — соборица без народа, родом тоже норманка. Навна с ней сдружилась, им есть о чём поговорить. Обе мечтают — каждая о своём, обе сознают однобокость как славянского, так и норманского отношения к власти (да и к жизни вообще), а потому готовы друг у друга учиться.
    И однажды они задумали совершить большое путешествие по прошлому — начиная с Золотого века.

    О Золотом веке Поля уже говорилось [1], посему повторяться излишне. Он обеим соборицам знаком — это же история их общих пращуров; а вот из всех путей от той седой старины к современности каждая хорошо знает лишь один — тот, что проложен именно её предками; и теперь пора поделиться друг с другом знаниями.

    Сначала Навна провела Фрейю славянским путём оттуда к своему времени; но не будем это описывать: они видели то, что изложено в четвёртой части книги [2].
    Фрейя увлечённо всё разглядывала, изучала, задавала вопросы — и в конце концов обобщила:
    — То, что вы удержались хотя бы на окраинах Поля, — очень хорошо… но этого же мало.
    — Верно, — подтвердила Навна. — Очень хорошо — и очень мало. Но посмотри, что будет дальше…
    И принялась рисовать, подробно объясняя.

 

    2. Начиная с главы «Славянский путь».