Непохожие
И даже сам Святогор её слушается. Вместо бесполезных советов и невнятных угроз сквозь слёзы она спокойно и уверенно изрекает указания, а Святогор стоит перед ней с виноватым видом — и уже не пытается отправить её играть в куклы, а послушно внимает повелениям и на глазах исправляется, даже просветляется.
От такой потрясающей картины Навна аж испугалась, как бы слишком не зазнаться, — и свалилась в обратно явь:
— Не знаю, как другие идеалы, но Святогор… неужто он в самом деле меня послушает?
— Никого он не послушает, — ответил Яросвет. — И потому мы его заменим.
— Кем?
— По-настоящему никто один его заменить не может, поскольку он силится в одиночку делать то, для чего в действительности требуются четыре очень разных человека — каждый выполняет свою свою часть дела. Мы его и заменим — мы с тобой, Русомир и Всемила.
— А кто они?
— Русомир будет идеалом мужской половины русского народа, Всемила — женской.
— Понятно… а не понятно другое: они люди?
— Конечно.
— Но ведь вроде получается, что они — ипостаси нашего многоединого идеала?
— И это тоже. Одно другому не мешает.
Яросвет поведал о двойственности понятия народного идеала. С одной стороны, это образ, на который равняются люди в земном мире, с другой — человек, который на небесах стал воплощением того идеала. Такой человек и образ как бы сливаются, действуют словно одно целое.
— Теперь ясно и насчёт Святогора, — заметила Навна. — То, что он будто двуединый, я давно знаю [1]— но теперь ясно, что к чему.
Тут она узнала, что именно Святогор в своей земной жизни создал словенскую дружину, которая в последующие века то исчезала, то вновь возрождалась. Причём и Русомир, и Всемила, подобно Яросвету и Навне, родом из неё (только жили в земном мире в разные времена). Иначе говоря, все они ученики Святогора. Причём ученики очень хорошие… и даже в каком-то смысле слишком хорошие, поскольку ещё в земной жизни разными путями вышли к одному: стратегия Святогора нуждается в исправлении, причём сам он ничего не может исправить — именно из-за своей неспособности отдать часть своей работы другим.
— Но почему он пытается всё делать сам? — спросила Навна.
— Потому что доверяет только похожим на него.
— Вот оно что…
Всё, что она знала о Святогоре, наконец устаканилось, высветилась суть его трагедии.
Святогор — великий воин, и людей оценивает по тому, какие из них воины, и не признаёт иных критериев. И потому не сможет достичь цели. Ему многие пытались объяснить, что пополняемая людьми со стороны дружина никогда никакого прочного порядка не создаст, и что богатырей надо растить самим, — но он не слушает. А почему не слушает? По-всякому можно объяснять, вот только настоящее объяснение одно: растить воинов — прежде всего значит вообще растить детей, а Святогор в подобном ровным счётом ничего не смыслит. Успешно заниматься таким могут лишь люди, на него непохожие — а им он вовек не доверится, потому и отмахивается от воспитания детей как от дела якобы ненужного.
Но тут ведь закон природы. Спотыкаешься обычно о то, в чём не смыслишь, потому что это не твоё, — и выручить в таком случае может лишь тот, кто на тебя непохож. Нужно взаимопонимание между непохожими.
Яросвет обозначил задачу:
— Русомир воплотится в образ, который станет для словенской дружины притягательнее Святогора, — тогда та дружина станет русской и Русь в земном мире появится. Конечно, победить Святогора очень трудно — но мы Русомиру поможем.
— А я чем помогу?
— Познакомишься с Русомиром и Всемилой — увидишь.
1. Глава «Иномирье»