Загадки Инска

    Они стоят на одной из башен Инской крепости.
    — Никак не возьму в толк, что вокруг Инска, — Читатель обвёл рукой линию горизонта. — Вот там, там… — В книге про это — молчок.
    — Вопрос на засыпку, — согласилась Навна. — Но для очистки совести попробуем поискать ответ. Допустим, вокруг — вся остальная здешняя Россия, в целом похожая на нашу. Ведь Инск (за исключением нравов) явно русский город нашей эпохи. И история там наша — День Победы отмечают, о вражде с кочевниками, восстании Пугачёва, ссыльных поляках и прочем вспоминают как о своём прошлом…
    — Это да. Но Инск — обычный здешний город или уникальный? Иначе говоря, в остальной здешней России люди живут столь же по-человечески — или же примерно как в Империи?
    — По-моему, оба ответа ведут в тупик.
    — То-то и оно. Если здешняя Россия наподобие Империи, она навела бы в Инске свои порядки — ведь от здешней Империи Инску не защититься никакими фильтрующими экранами и тем паче плиткой бабы Клавы. А между тем в книге нет даже намёка на какую-то угрозу Инску, исходящую с его родной грани Кристалла. Если же тут по всей стране жизнь такова, как в Инске, то почему же он тогда находится в составе Союза Вольных Городов, а не России?
    — Россия в идеале и должна быть союзом вольных городов, деревень и чего угодно. Конечно, чтобы она при такой вольности не развалилась, мы сами должны стать несравненно лучше. Но если во всей здешней России люди такие, как в Инске, то почему бы ей не быть Союзом Вольных Городов?
    — Любопытная гипотеза. Однако в книге прямым текстом сказано, что в Союз входят города из самых разных стран и даже с разных граней, причём некоторые перечислены. Реттерберг, Кан-Орра — русские разве города? Правда, там названы также Ново-Туринск, Льчевск, Овражки — но даже если (что едва ли) они находятся в здешней России, а не на других гранях, то всё равно очевидно, что речь именно об отдельных немногих городах, а никак не обо всей здешней России. К тому же, ежели она такая хорошая, то почему Инск борется с тем же «Жёлтым волосом» в одиночку — ведь никто ни словом не обмолвится о том, что возможна какая бы то ни было помощь со стороны остальной России?
    — Да, — кивнула Навна. — Россия тут словно призрак: вроде должна быть, однако никто на неё не надеется и никто её не опасается. Пожалуй, её в этом пространстве попросту нет.

    — Тогда Инск — на пустой грани Кристалла, то есть в одном из Безлюдных пространств? И его первопоселенцы — эмигранты из Империи? — нерешительно предположил Читатель.
    — А откуда тогда взялись пугачёвцы, которые его осаждали?
    — Голова кругом… Остаётся разве что вспомнить предположение о том, что Инск изначально построили дети из кубиков и яичной скорлупы, а уж потом он стал прорастать в реальность. А что, идея не такая уж сумасшедшая… на фоне других версий, те ничуть не правдоподобнее. Пожалуй, эта даже лучше других, поскольку по ней выходит, что вся история Инска выдумана — и не было на этой грани никаких пугачёвцев — и России тоже, да и вообще никого, только Инск.
    — Допустим, так. Но раз уж жители Инска верят (обоснованно или нет — в данном случае без разницы), что раньше тут была Россия, разве они могут не задумываться о том, где же она сейчас? Если даже вообразить, что Россия (кроме Инска) каким-то чудодейственным образом испарилась, то такой бесподобный катаклизм стал бы очень обсуждаемой темой — но в «Ампуле» ни о чём подобном ни словом не упоминается, даже когда говорят про историю.

    Читатель какое-то время ломал голову — и наконец заключил:  
    — Получается, местные уверены, что Россия тут была — и не исчезала; значит, и сейчас должна быть; но она ведь ровным счётом никак себя не проявляет! Отключаюсь… У меня нет никаких объяснений.
    — И у меня нет. Инск похож на задуманный Маем Шар — как бы висит в воздухе сам по себе вопреки всем законам природы. И тоже сияет.
    — И хорошо, что  сияет, — но всё-таки хотелось бы побольше ясности.
    — Мне тоже. Ладно, оставим пока эту непонятную грань. Я покажу тебе другую, где вся Россия похожа на Инск. Это Завтрашняя Россия.