План демиургов

    Навне известно, что Аполлон и Яросвет давно уже составили план переустройства всей европейской цивилизации, предполагающий повсеместный переход власти от дворянства к народам.

    Такое уже возможно.   
    За последние века европейская цивилизация весьма надёжно защитила себя от Азии, а угрозы внутриевропейские не столь страшны, поэтому условия для мирного труда стали заметно лучше. В такой атмосфере трудящееся большинство всё менее склонно сносить огромные привилегии военного сословия, да и вообще признавать господство дворян. Власть в любой стране должна принадлежать всему народу — идея эта находит всё больше сторонников. В особенности сказанное относится к западной половине Европы — там жизнь намного спокойнее, нежели в восточной. И кое-где такая идея уже отчасти реализуется. Тут есть на что поглядеть и в Голландии, и в Англии, а с недавних пор и за океаном — в США. Правда, там не совсем то, что у нас, и уицраоры не те, методы их приручения едва ли применимы к грозному Жругру. А в последние годы нечто невиданное в том же духе творится во Франции, что крайне интересно — ведь Бартрад более-менее похож на Жругра.

    Очень важная составляющая замысла демиургов — перекройка границ.
    Насколько они неправильны — для Навны не секрет, поскольку правильные границы — на карте соборных миров, которую она знает назубок — сама же её когда-то начертала и постоянно обновляет. Что за карта? Навна своим соборным зрением видит, к какой из её сестёр в каких краях больше тянутся люди, так что на той карте есть и страны, которых нет на карте политической — Венгрия, Сербия, Армения, Украина и множество других… и часто взгляд задерживается на Польше. Чётких границ на карте соборных миров мало, поскольку они редко бывают и между мирами, сердцем каждого из которых является та или иная Соборная Душа.
    Однако проводить реальные границы в соответствии с той картой невозможно — она лишь идеал, к которому можно приближаться до бесконечности. А вот демиурги мысленно чертят между государствами рубежи, которые в самом деле рассчитывают сделать (и нередко потом наяву делают) реальностью.

    Яросвет показывает составленные им и Аполлоном (прежде всего Аполлоном: он взялся за такое дело раньше и продвинулся значительно дальше) карты Европы (да и не только Европы). Одни на ближнюю перспективу, другие — на более отдалённую, причём предусмотрены разные варианты (ведь даже демиургам не предвосхитить в точности дороги истории), — так что карт предостаточно. Общее то, что каждая из них ближе к карте соборных миров, чем нынешняя реальная карта Европы.
    Навна задумчиво перебирает карты демиургов, особо внимательно изучая самые долгосрочные (надо же видеть конечную цель) и, наоборот, отражающие ближайшие планы (надо же знать, на что настраиваться прямо сейчас). Наконец раскладывает перед собой карту самую вдохновляющую — про которую Яросвет сказал весьма неопределённо: «Века через полтора — при оптимальном развитии событий».
    Россия там несколько меньше нынешней, зато в ней русские — явное большинство населения и не поделены более на господ и простонародье. То есть устранены обе основные препоны, мешающие Навне обустраивать Русь по-своему: национальные проблемы и раскол самого русского народа.

    Навна вглядывается в карту — и чувствует нарастающее вдохновение, новые крылья вырастают. Выпадая из нынешнего тающего рая, русская богиня начинает различать вдали новый, ещё более чудесный рай. С одной стороны, он очень схож с тем, который она впервые разглядела больше восьми веков назад, мечтая об Исландии в Поле, и который до сих пор оставался просто мечтой, а не целью. А с другой — там что-то совсем иное. Там все сплочены всенародным делом.

    Яросвет рассказывает о будущем как об уже существующем:
    — Там каждый относится к стране, как к своему дому. Понимает, каким образом все разнообразнейшие дела, которыми заняты люди, взаимосвязаны между собой и сплетаются в одно всенародное дело. А потому каждый сам видит, что Руси на пользу, а что во вред. А значит, оценивает любого человека по тому, насколько тот полезен стране. И себя — тоже. А потому сам находит во всенародном деле своё дело — то, которым может принести наибольшую пользу Родине. И счастлив именно этим, а не получаемой выгодой. Поскольку все мыслят и действуют так, то всенародное дело естественно вырастает из желаний самих людей, а не диктуется властью. И… ты подожди, не улетай, надо же подробнее…
    — Так посмотреть же надо… — донеслось из мечты, в которой растворялась Навна.