Размышления в раю
Покинув тот свой будущий теремок, Навна опять любуется им со стороны и размышляет. Идея человечности, дружбы, взаимопомощи не стала бы главной в потоке, который изливается из теремка в души людей, если бы не ослабла другая, веками господствовавшая идея необходимости единства против внешних врагов, а значит, и необходимости жёсткой власти. Понятно, что такая власть неизбежно нарушает нормальные человеческие отношения, но Навна её поддерживает, поскольку для Соборной Души безопасность её народа важнее всего. А в светлом будущем потребность в жёсткой власти заметно сократилась, поскольку Россия стала сильнее, а внешние угрозы — меньше. А почему?
Навна знает, в каком направлении искать ответ на этот вопрос. Мы перестали сами на себя накликать беды, хватаясь за всяческие схемы перекройки мирового порядка. Место, которое в нашем сознании когда-то занимал марксизм и на котором в современности старается закрепиться либерализм, в светлом будущем пустует — и ничем занято не будет. Потому что пытающаяся всё на свете расставить по полочкам идеология — костыль для тех, кто неспособен свободно мыслить о делах страны и мира; а мы мыслим самостоятельно.
Правда, не все — ещё хватает людей, для которых политика — дремучий лес. Но такое хотя бы уже не воспринимается как норма — потому что противоречит народному идеалу. Тут явный контраст с нашим временем, где человек, хорошо разбирающийся в политике и притом никакой личной выгоды из того не извлекающий, выглядит чуть ли не как инопланетянин. А в будущем не так. Поскольку сам народный идеал самостоятельно и разумно судит о делах страны и мира, то и в народе такое умение считается естественным и похвальным, не вызывает вопроса: зачем тебе это и что ты лично с этого имеешь? Ведь ответ известен: со знанием дела участвовать в удержании власти под контролем — почётная обязанность, хоть и нигде не записанная. Поэтому понимающих в политике людей достаточно, для того чтобы стратегия развития страны вырастала прямо из желаний народа, а не диктовалась некой отвлечённой концепцией.
С метафизической точки зрения это смотрится как воплощение старой мечты Навны: она держит Жругра в повиновении с помощью всех и каждого — что надёжнее всего.
Навна вспоминает, что говорил Яросвет больше тысячи лет назад: «Князья делом покажут, как совмещать в себе человечность и государственное мышление. Для начала достичь такого совмещения хотя бы в пределах одного княжеского рода — чтобы он служил образцом для всех. Пусть все воочию видят, что такое вообще возможно — жить как все люди, не резать брат брата и сын отца, и при всём том мыслить и действовать государственно. Каждый день глядеть Жругру в глаза, оставаясь человеком. Князья делом докажут, что человеку такое по силам. Потом постепенно другие начнут брать с них пример — и когда-нибудь весь народ тому же научится».
А ведь и в самом деле научился — здесь, в светлом будущем. Иметь собственное обоснованное мнение о делах всей России, отстаивать его и при этом не превращаться в фанатика, готового резать людей с иными взглядами, — такое стало нормой. А значит, образно выражаясь, глядеть Жругру в глаза и оставаться человеком — тут обычное дело, а не нечто, доступное лишь немногим избранным.
А чего хотят люди? Прежде всего — просто оставаться самими собой. Русские хотят оставаться русскими, татары — татарами, удмурты — удмуртами и так далее. Никому не хочется, чтобы его душу переформатировали.
Навна отправилась по гостям, повидалась с Соборными Душами других народов России — и убедилась, что с ними стало легче общаться, жизнь подбрасывает меньше причин для разногласий. Особенно благодаря тому, что заметно уменьшилась угроза обрусения малочисленных народов. Навна этому тоже очень рада, поскольку считает, что русские должны своих детей растить, а не восполнять убыль за счёт русификации — как других народов России, так и мигрантов. Пусть другие российские народы тоже растут и процветают, а массовая миграция извне нам вообще ни к чему.
Да и нет уже той убыли, которую якобы требуется восполнять. Кружась над Русью, озирая её всю целиком, Навна видит, что опасность вымирания русского народа миновала — семьи в светлом будущем отнюдь не столь малодетны, как в современности. И в прямой связи с этим прекратилось скучивание людей в мегаполисах, вовсю идёт обратный процесс, заселяются сельская местность, Сибирь и Дальний Восток.
Навна снова взлетела к теремку. Теперь окончательно ясно, что иным он стал именно благодаря тому, что зависимость от внешнего мира сильно сократилась. Сами определяем стратегию развития страны — и сами же её выполняем; тут нет какой-либо привязки к идее некого единого глобального порядка. А сколь опасна такая привязка, Навна отлично знает по опыту. Если встраиваться в мировой порядок, водворяемый другими (скажем, Западом), то это делает Россию столь зависимой от «передовых стран», что самые разнообразные угрозы вылазят буквально отовсюду. А если мы сами претендуем переустроить жизнь человечества по нашему собственному вкусу, то другие страны воспринимают это как агрессию, и Россия оказывается в кольце врагов. В обоих случаях наше положение столь опасно, что Соборная Душа поневоле должна упирать на необходимость единства перед лицом внешних врагов, сплочения вокруг власти, а всё прочее оказывается второстепенным.
А в светлом будущем такой беды нет. Тут народ понимает, что связь между положением на Руси и глобальной политикой иная: продвигаясь собственным путём, Россия подаёт пример другим странам — пусть тоже развиваются каждая как ей удобнее, не вмешиваясь в чужие дела. В таком смысле мы впереди планеты всей — а в ином и не надо. Хотят с нас брать пример — хорошо, не хотят — и ладно, не наше дело. Так что Россия в относительной безопасности. А значит, требование единства против внешних угроз уже не столь настоятельно, уже не возвышается над всем — и уже не излучается теремком Навны с прежней силой. Благодаря чему главной становится та самая милая сердцу Навны идея человечности, взаимопомощи: живите дружно, заботьтесь и о своих ближних, и обо всей стране — и будем счастливы.
Вот почему теремок Навны светится по-новому.
И в Мире времени русская богиня летит на послушном Жругре рядом с улыбающейся Землёй, которая очень довольна такой верной своей помощницей.
Навна долго не могла выбраться из чудесного будущего — очень уж оно ей полюбилось. Наконец всё же вернулась в современность — и обнаружила, что та стала светлее. Конечно, сама по себе нынешняя жизнь осталась той же — и народ вымирает, и коррупция кругом, и уголовщина, и мусор везде во всех проявлениях — от пивных бутылок до телерекламы; впрочем, что там перечислять общеизвестное. Но на унылом настоящем лежит отблеск светлого будущего. Навна ведь не с пустыми руками вернулась из своего странствия, а с ясной картиной как самого будущего, так и пути к нему. И теперь, глядя на то, что есть в наличии, уже видит, что вместо этого будет через какие-то десятилетия и как к такому прийти.