Единство истории

    Русомир всё более тяготится чрезмерной зависимостью от Жругра, всё менее склонен делить с ним власть, хочет сам определять путь развития России. Для чего старается получше разглядеть этот путь и прежде всего — конечную цель. Русомир так и сяк всматривается в светлое будущее, пытается согласовать-таки его расползающиеся в разные стороны составные части, собрать мозаику.

    Навна подсказывает:
    — Предвидеть будущее России можно, лишь глядя на него как на естественное продолжение русской истории. Причём всей истории целиком. А у тебя представление о ней до сих пор довольно рваное, эпоха с эпохой воюет.
    Далеко не впервые она толкует ему о таком. Но очень уж давит на народный идеал распространённое в народе мнение о том, что в нашей истории бывали эпохи плохие и хорошие (или что все плохие). Из-за чего Русомир склонен проектировать будущее, опираясь только на некоторую часть былого. И сейчас сомневается:
    — Эпохи же очень разные.
    — Настолько, насколько жизнь разная. Но нельзя противопоставлять одну эпоху другой, изображая одну белой, а другую чёрной, нельзя разжигать войну эпох. Это шаги русской истории, между ними нет противоречия. Усвоишь это — поймёшь преемственность советской эпохи от царской, а нынешней — от советской. Увидишь их глубинное единство.

    Но тут требуется хорошее чувство истории — а у Русомира, идеала всё ещё наполовину простонародного, оно слабовато. В его голове единство исторических эпох заслоняется их различиями, всё время выскакивают вопросы: может, до 1917 года мы шли верным путём, а потом свернули в никуда, а в 1991 году вернулись на правильный путь; а может, и до сих пор бредём в никуда; а может, как раз только в советское время и шли куда надо; а может, верный путь знали издревле, но уклонились с него — при Петре, или при установлении самодержавия, или вообще при принятии христианства? Вариантов тут множество, война эпох раздирает русскую историю в сознании как народа, так и самого народного идеала.

    — Всё это от лукавого, — настаивает Навна. — На самом деле в русской истории ни одной провальной эпохи. Недолгие катастрофические периоды бывали, но не эпохи же. Надолго с верного пути мы не сходили никогда.
    — Хотелось бы верить, — отвечает Русомир, — но сколько ужасного в нашей истории!
    — История — отображение жизни, а в той ужасов хватает.
    — Но в иные времена ужасов столько, что и вся эпоха выглядит провальной.
    — Любую эпоху при желании можно изобразить провальной. А желание такое бывает часто. Хотят возвеличить своё время за счёт унижения прошлого. И в итоге всё грязью заляпано — получается, что в советскую эпоху были лишь бесконечные репрессии, в царскую — сплошная опричнина, в удельную — князья беспрерывно резали друг друга и всех подряд и так далее. Не противопоставляй одну эпоху другой, прошлое — будущему. Будущее вырастает из прошлого — так в жизни и так должно быть в твоей голове.

    Переубедить Русомира, опутанного инерцией нашего мышления, — дело нелёгкое, однако Навна справится, как всегда, — на то и Учительница.

    Но помогать же ей надо.