Мерцающее будущее

    Навна идёт дальше, в двух мирах одновременно. В мире памяти повторяет тот путь по лесу в детстве — то прямо на первую гору целится, то, потеряв её из виду, сверяет путь по солнцу. И вправо поглядывает — не показалась ли вторая гора. А в реальном мире движется к первому из указанных Яросветом ориентиров, но всё чаще смотрит в сторону — вроде как уже второй прорисовывается. Потому что с Русомиром можно говорить о всенародном деле весьма конкретно. А значит, Навне пора повнимательнее изучить будущее планеты, каким оно видится демиургам, — теперь есть кому о нём рассказывать. Обычное для Соборной Души явление: если потребовалось научить народный идеал тому, в чём сама пока не особо разбирается,— значит, самой надо сначала учиться.

    И вот она с помощью Яросвета путешествует по будущему планеты, каким его представляют демиурги (прежде всего — Аполлон, поскольку руководимая им цивилизация более всех продвинулась к такому светлому завтра).
    Конечно, автомобили и самолёты, электрическое освещение и кино Навну очень впечатляют. Однако ей ясно, что всё это легко может ухнуть в тартарары по вине  иных плодов технического прогресса — как то новые виды оружия или смердящие горы всяческих отходов. Так что не техника привлекает основное внимание Навны в том будущем, а мирное постоянное всенародное дело — оно здесь в любой стране. Вот главная и обязательная черта грядущего в представлении демиургов. Здесь каждый народ сам определяет свой путь развития — и движение в этом направлении есть всенародное дело. Организовано оно может быть по-разному, но в любом случае предполагает наличие ясного представления о том, какой следует быть стране в идеале, и вытекающего из него плана развития. И место каждого человека в обществе зависит от его вклада во всенародное дело. Нюансы возможны самые разные, особенно из-за того, что в одной стране может проживать много разных народов, но в самом общем виде именно так. Каждый человек свободно и сознательно трудится на общее благо и в том находит своё счастье.

    — Так и должно быть, — одобряет Навна. — Ясно видим идеальную Русь и движемся к ней. Да, Русомиру для этого следует многому научиться, но ничего, справимся… а вот как Жругр к такому приспособится?
    — Или приспособится — или его надо менять.
    — Нет, только не это. Значит, приспособится. Он за свою жизнь уже дважды круто менялся, изменится и в третий раз. Это очень понятливый Жругр, и он будет жить вечно, сколько мне можно моих Жругров хоронить, жалко же их… а саму Русь тем более.
    Мнение Яросвета на этот счёт было не вполне определённым. С одной стороны, замена уицраора — всегда ломка государственной машины, чему всегда сопутствуют огромные потрясения, да и нового Жругра воспитывать тоже непросто. И притом Навна столь упрямо искала эликсир бессмертия для Жругра, что под её влиянием и сам Яросвет уже отчасти начал допускать для уицраора возможность жить вечно или хотя бы много веков. А с другой стороны, закостеневший уицраор способен до того настойчиво отвергать даже самые очевидные требования жизни, что не остаётся ничего иного, как всё-таки заменить его молодым. Впрочем, сейчас актуален вопрос не о том, возможно ли вообще бессмертие уицраора, а в том, сможет ли этот Жругр преобразиться в третий раз. А такую возможность Яросвет точно не отрицает и сделает всё для её реализации.
    Он кратко изложил свой план:
    — Будет конституционная монархия, с парламентом; потом она превратится в республику. В таких условиях, при свободе слова, всем народом учимся адекватно мыслить о будущем Руси, проверяя идеи делом — от малого к большому. И так вырабатываем идеологию русского всенародного дела. В итоге сторонники такой идеологии путём выборов прочно берут власть в свои руки и Россия начинает целенаправленно двигаться к выбранной цели.
    Сколько же надо потрудиться над твердолобым уицраором, чтобы из столпа самодержавия превратить его в организатора сознательного всенародного дела! Мысль эта вогнала Навну в трепет. Но ненадолго. Признать заведомо смертным и этого Жругра было выше её сил. Значит, надо его перевоспитывать — хоть возможно это, хоть нет.

    Мир времени заметно изменился. Где-то далеко впереди сияет образ будущей Земли — такой, какой она сама, по мнению демиургов, хочет стать. Лететь к этому светлому будущему, а не петлять вместе с нынешней Землёй, — то же, что прямо лесом выйти туда, куда незнающие будут долго добираться проторенными, но такими длинными и кривыми тропами. Выигрыш огромный… если тот образ будущего правилен, если Земля действительно желает и может стать такой. А если нет? Очень уж неясно видится та будущая Земля — мерцает, а то и вовсе мечется туда-сюда. Может, унесёмся невесть куда, а наша планета — вовсе в другую сторону, и что дальше?
    А если даже демиурги определили будущее Земли верно, то сумеет ли Навна направить Жругра именно туда? До сих пор считалось само собой разумеющимся, что любому уицраору положено исходить из существующей обстановки, при большой необходимости — осторожно заглядывать в недалёкое будущее. Умеет хотя бы это — и отлично, а то слишком уж уицраоры склонны проваливаться в прошлое. Так что лететь на Жругре к Земле будущего страшновато, мало ли куда завезёт. Но придётся.