О частях «Ильменская богиня» и «Жругр»
Часть «Ильменская богиня» — сплошь моя вольная реконструкция, поскольку с первоисточниками о событиях VIII века в северных славянских землях дело обстоит очень плохо. Вокруг Ильменя тогда жили люди, которые нынче в науке именуются ильменскими словенами, но в летописях они обычно зовутся просто словенами (то есть, в современном произношении, славянами) — без всяких уточнений. Причём так их именуют и составленные в Киеве летописи; выходит, словене — не только самоназвание ильменцев, их и другие славянские племена так величали. Каждый волен разгадывать эту загадку по-своему — вот и я разгадываю как могу.
Связную картину истории ильменских словен в VIII веке выстроить попросту не на чем. За недостатком достоверных фактов тут поневоле приходится пускаться в домыслы. Так благодаря чему именно здесь зародилась русская государственность, а затем сложилась уникальная Новгородская республика, сыгравшая в русской истории громадную роль? К уже существующим версиям на этот счёт я добавляю ещё одну — а о её правдоподобности судить читателю.
Теперь о части «Жругр». Если говорить только об основном сюжете — первых шагах русской государственности, то и тут источники весьма ненадёжные, из-за чего опять приходится давать волю воображению. И лишь когда к концу IX века доходим до эпохи, уже более-менее освещённой «Повестью временных лет», появляется возможность опираться на факты, которые в целом являются твёрдо установленными. Благодаря чему, начиная с последних глав части «Жругр», я перехожу к тому, что был бы рад делать с самого начала книги, — просто излагаю известную по достоверным источникам историю, накладывая на неё метаисторию.